24.04.2023 13:18
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 11420; сегодня: 4.

Загадка дамы в армяке

Загадка дамы в армяке

Французский художник Жан-Батист Лепренс так замаскировал аллегорическую фигуру России, что исследователи ищут ее до сих пор.

Любимец двора.

Творчество французского художника Жана-Батиста Лепренса (1734-1781) хорошо известно российским историкам и искусствоведам. В середине XVIII в. он создал галерею образов жителей Российской империи, во многом определившую представление европейцев эпохи Просвещения о быте и нравах русских крестьян и инородцев далекой Сибири. Рисунки Лепренса "на русскую тему" нравились и просвещенному российскому двору.

Лепренс был приглашен в Петербург в 1758 г. для росписи плафона в Зимнем дворце и провел в России, вероятно, около шести лет. По возвращении во Францию издал богатую коллекцию рисунков и гравюр о русской жизни, которая неоднократно переиздавалась (альбомы 1779 и 1782 г.). Считалось, что художник делал их в путешествиях, но большинство искусствоведов полагает, что он не покидал столицу.

Обрели широкую известность и произведения Лепренса, украшавшие двухтомный труд "Путешествия в Сибирь" (1768) астронома и путешественника аббата Жана Шаппа д Отроша, побывавшего в России в 1761-1762 гг. Впрочем, они тоже, по-видимому, не были сделаны с натуры. Содержание книги аббата вызвало у российского двора резко негативную реакцию, которая в жесткой форме выражена в анонимном полемическом сочинении "Антидот", изданном на французском языке и адресованном европейским читателям. Авторство "Противоядия" долгое время приписывали Екатерине II, хотя версий было немало.

Три дамы и мальчик.

Особый интерес вызывает оригинальная гравюра художника, выполненная специально для "Путешествия в Сибирь". Уникальность ее в том, что это не костюмное изображение представителей экзотических народов и не жанровая зарисовка их "обычаев", а аллегория. Кроме того, таких аллегорий России не было до 1770-х гг. Гравюра помещена как фронтиспис последнего тома книги, где содержатся карты с маршрутами Шаппа д Отроша. Подписи над и под рисунком в русском переводе таковы: "Генеральная карта", "Франция и Империя, Польша и Россия".

Гравюра разделена на две части. Левая занимает больше места, ее персонажи ярко освещены - это две молодые дамы в роскошных античных одеяниях, на их ногах сандалии, волосы распущены, на головах шлемы с пышными плюмажами. Они беседуют друг с другом. Лица и одежды обеих схожи. На сидящей слева даме, являющейся смысловым центром рисунка, императорская мантия с гербовым знаком Франции - лилиями, в правой руке копье; это, конечно, Франция. Дама справа от нее не имеет "национальных" примет, однако она, как и все персонажи, вооружена: левой рукой опирается на фасцию (короткий топор, секиру) - символ верховенства закона и власти. Две фигуры правой части находятся в тени. Стоит, подбоченившись, молодая девушка в темной шубе или армяке, подпоясанном широким кушаком. На ее голове нечто напоминающее барашковую шапку, из-под которой видны распущенные волосы; в левой руке старинный бердыш - такими в XVII в. были вооружены русские стрельцы и пехота Речи Посполитой. В правом нижнем углу, в полной тени, в профиль к зрителю, сидит, вытянув ноги, мальчик или юноша, сжимающий лук; за его спиной - колчан со стрелами. У персонажа характерная прическа: волосы острижены в кружок - в России второй половины XVIII - начала XIX в. это считалось типичной прической крестьянина-малоруса, а в Речи Посполитой XVI - XVII вв. такая стрижка была характерна для шляхтичей. Взгляды трех персонажей устремлены на Францию, она же не встречается взглядом ни с кем из них.

Поверх фигур - линия маршрута от Амстердама до Тобольска, проложенного с указанием крупнейших городов, через которые шел путь д Отроша; он разделен примерно на девять отрезков, но расстояния условны. Если соотнести карту с двумя частями рисунка (свет - тень, Запад - Восток), европейские территории оказываются над дамами слева, а над персонажами справа - земли Российской империи, включая Сибирь. Зрительной серединой маршрута оказывается самая северная точка - Петербург.

Кто Россия?

Несмотря на понятную подпись, уверенности в "государственной принадлежности" фигур (кроме бесспорной Франции с королевскими лилиями на мантии) нет. Дело запутывает странное обозначение - "Империя". В то время империй в Европе было несколько: Британская, Австрийская, Российская. Речь Посполитая в 1768 г. еще независимое государство. По одной из версий, фигура справа от Франции изображала Священную Римскую империю (возможно, в связи с изображением древнеримской фасции), девушка с бердышом - Польша, а юноша - Россия. Внешний облик двух последних - простонародные и "экзотические" одежды без этнических примет и украшений. В их изображении не использованы никакие державные атрибуты, как было принято в визуальных аллегориях государств. Богатые одежды и шлемы дам (Франции и Священной Римской империи) обозначали просвещенность, легитимность и связь с античным наследием, а воинские атрибуты двух правых персонажей (алебарда / бердыш и лук со стрелами) намекают на их отсталость. Таким образом, в гравюре усматривали противопоставление цивилизованности варварству.

Другие авторы видели в стоящей с секирой девушке Россию (в шубе, подпоясанной веревкой), а в сидящем юноше Польшу. Была версия и о том, что Россию представляла вторая дама слева, девушка с бердышом являлась Польшей, а юноша у ее ног символизировал Красную, или Червонную Русь, которая и обозначена в подписи к гравюре как "la Russie" в соответствии с польским наименованием восточных земель Речи Посполитой, населенных православными восточными славянами. В таком случае не совсем понятен принцип сочетания фигур. Получается, что изображены не только государства, но и регион одного из них. При этом никаких национальных атрибутов не заметно.

Непонятно и то, почему Россия представлена в облике малороссийского крестьянина (или польского шляхтича?) и почему забилась в угол - на карте сверху российская территория занимает четыре из девяти отрезков, а соотношение фигур Польши и России этому не соответствует. Такая версия отражает концепцию книги д Отроша - описание аббатом дикости российских обитателей и противопоставление Европы и России как Запада - Востоку (Азии). Все это вызвало резкую отповедь не только в России, у Екатерины II, но и в среде французских интеллектуалов. При этом претензий к гравюрам у критиков не было.

Неразгаданная загадка.

Загадка Лепренса в том, что он обозначил на гравюре одну из фигур как империю, но без полного наименования. Кроме того, три из четырех фигур не имеют никаких атрибутов для идентификации. Быть может, подпись была придумана не художником, а автором - известно, что тот вносил исправления в рисунки, дополняя их.

Ответ непосредственно связан с подходом Лепренса к созданию изображений на "русскую тему". Жители России воспринимались европейцами как обитатели загадочной Тартарии, а в картушах (рисунках, сопровождавших чертежи) иностранных карт Российской империи часто были представлены персонификации экзотических народов, весьма похожие на изображенные Лепренсом Россию и Польшу. Рисунок Лепренса представляет редкое для XVIII и XIX вв. аллегорическое изображение России, но какая из фигур воплощает ее, так и остается загадкой.

Текст: Мария Лескинен, доктор исторических наук. Сетевое издание «Электронный научно-исторический журнал «Родина».


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: rg.ru/2023/04/24/zagadka-damy-v-armiake.html
Поделиться:

Интересно:

К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
15.01.2025 09:03 Персоны
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
Петр Александрович Румянцев-Задунайский родился 4 (15) января 1725 года в Москве в семье военного и дипломата, генерал-майора (в будущем генерал-аншефа) Александра Ивановича Румянцева, который принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XIV в. Мать будущего полководца, Мария...
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
14.01.2025 09:25 Персоны
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя...
Здесь было заложено духовное начало русской государственности
13.01.2025 15:37 Интервью, мнения
Здесь было заложено духовное начало русской государственности
В 2024 году в Севастополе на месте раскопок древнегреческого города Херсонеса открылся масштабный музейный комплекс «Новый Херсонес» — грандиозный историко-археологический парк. О том, как и зачем создавался «Новый Херсонес», а также о взаимодействии Церкви и исторического сообщества и...
История медальеров и их шедевров
13.01.2025 11:11 Аналитика
История медальеров и их шедевров
Чем стремительнее развивается общество, тем больше появляется новых профессий. Старинные ремесла неизбежно уходят в прошлое, забываются секреты мастеров. Но есть специальности, которые выдержали испытание временем и смогли совместить архаичные техники и высокие технологии. Одна...
Праздник, который отмечают в ночь с 13 на 14 января
13.01.2025 09:41 Аналитика
Праздник, который отмечают в ночь с 13 на 14 января
Новый год - праздник, который отмечают практически во всех уголках нашей планеты. Но зима вообще щедра на праздники - как официальные, так и неофициальные. Среди вторых особое место занимает Старый Новый год - эдакий оксюморон во плоти. Этот день также имеет немало почитателей, ведь именно им...