13 января 1874 года в Российской империи был принят Устав о всесословной воинской повинности. Старый рекрутский принцип комплектования армии, введенный еще Петром I, ушел в прошлое. Отныне воинская повинность распространялась на всех мужчин, достигших 20 лет, независимо от социального происхождения. Срок службы определялся в 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе (на флоте: 7 лет в строю и 3 года в запасе).
Однако еще на стадии обсуждения будущая реформа столкнулась с неприятием части представителей российской элиты. Почему «страну» не хотели ставить под ружье?
Идея всеобщей воинской повинности как формы создания боеспособной массовой армии появилась в Пруссии в период Наполеоновских войн. В России второй половины XIX в. главным сторонником коренных преобразований в военной сфере выступал военный министр граф Дмитрий Алексеевич Милютин. Он считал, что рекрутская повинность себя изжила, а тяжелое поражение в Крымской войне диктовало создание многочисленных обученных резервов, которые можно быстро «поставить под ружье» в случае начала новой большой войны. Последнее было невозможно без введения всеобщей воинской повинности.
Впрочем, Милютин столкнулся с серьезной оппозицией, во главе которой стоял фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский. Этого победителя Шамиля поддерживали герой Кавказской войны генерал Ростислав Андреевич Фадеев, известный участник Туркестанских походов генерал Михаил Григорьевич Черняев и некоторые влиятельные представители консервативной «партии» в правительстве.
Оппозиция желала сохранить исключительно дворянский офицерский корпус (а ведь после реформы он стал бы довольно быстро размываться, поскольку в армию на офицерские должности начали бы приходить разночинцы, причем в значительном количестве). Также противники реформы подчеркивали, что всеобщая воинская повинность могла бы способствовать массовому вооружению народа (в основном, крестьянства), что в условиях наличия острых социальных проблем и нерешенного аграрного вопроса было чревато опасностью социального взрыва. Боялись и прихода в армию рядовых с гимназическим и университетским образованием: среди студенческой молодежи были распространены революционные взгляды – то есть, бывшие школяры теоретически могли развернуть антиправительственную пропаганду в казармах среди новых товарищей. Наконец, против предполагаемой повинности активно выступали женщины из влиятельных аристократических семей. Дамы «голубых кровей» не желали, чтобы их дети служили рядовыми вместе с сыновьями бывших крепостных, полагая, что это унизит «благородное дворянство».
Однако император Александр II поддержал предложение Милютина. В конце 1873 года на заседании Государственного совета 22 его члена из 38 также проголосовали за реформу. Против выступило 10 человек, остальные предпочли воздержаться. В первом номере журнала Государственного совета за 1874 год было указано: «В виду совершившихся уже преобразований во всех отраслях государственного устройства, со введением общих всем земских учреждений и судебной реформы, которыми уже устранены многие из преград, разделявших у нас сословия, сохранение различия одних от других именно в отношении обязанности защищать родину, было бы, напротив того, резким и ничем не объяснимым отступлением от общего строя государственного развития».
Закон о всеобщей воинской повинности был опубликован во Втором Полном собрании законов Российской империи в 49 томе под номером 52583. В нём было сказано: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний, подлежит воинской повинности».
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: